БЕЗ ПАНИКИ!
С документами принято обращаться бережно. Однако бывают ситуации, когда бумаги пропадают. Что делать, если вы обнаружили пропажу документов на недвижимость?
Самое главное. Право собственности сохраняется, а документы можно восстановить. Рассказываем как!
В документах на недвижимость самый главный — тот, на основании которого возникло право собственности. Это может быть:
- Договор купли-продажи
- Договор дарения
- Договор на передачу квартиры в собственность (приватизации)
- Договор долевого участия
- Соглашение о выделении доли
- Свидетельство о праве на наследство
- Решение суда
Все сделки с недвижимостью подлежат государственной регистрации. Если при покупке, обмене или приватизации жилья владельцы зарегистрировали право собственности, на документе-основании должна стоять печать органа-регистратора: БТИ или Росреестра. По окончании процедуры новому собственнику выдавалось Свидетельство о государственной регистрации права или выписка из ЕГРН.
- В БТИ сделки регистрировали до 31 января 1998 года. Соответственно, если право собственности было зарегистрировано до 31 этого времени, то обращаться за восстановлением документа нужно именно туда.
- С февраля 1998 года регистрацией сделок занялся Росреестр. Управление Росреестра постепенно отказывается от практики личного приема заявлений граждан, поэтому идти нужно в МФЦ. Оригинал документа-основания будет по-прежнему храниться в Росреестре, на руки выдадут копию с соответствующим штампом.
Важный момент: за услугой может обратиться только участник сделки или его представитель по нотариальной доверенности. Друзьям, родственникам и другим заинтересованным лицам откажут. Часто за восстановлением документов на жилье обращаются наследники умерших собственников — в этом случае к запросу нужно приложить справку об открытии наследства от нотариуса.
Если же право собственности не зарегистрировано, восстанавливать потерянные документы сложнее: государственный орган регистрации «не знает» о зарегистрированных правах на недвижимость и не сможет помочь. Подобные ситуации индивидуальны, но общие закономерности все-таки есть. Рассмотри три распространенных сценария:
- Если утеряно свидетельство о собственности, полученное в результате свидетельства о праве на наследство, нужно обращаться к нотариусу, который оформлял наследство. По запросу он выдаст дубликат или заверенную копию.
- Если утерян договор о приватизации, дубликат можно получить в архиве местной администрации.
- Если утеряно свидетельство на право бессрочного пользования земельным участком, искать дубликат тоже стоит в архиве местной администрации.
#випкомпания #агентствонедвижимостисамара #недвижимостьвсамаре#риэлторвсамаре #документы